В этой статье мы рассмотрим один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства — вышивку. А если вы вдохновитесь этим творчеством, и захотите посетить эту замечательную страну или хотя бы познакомиться с ее географией и традициями поближе, то обязательно сначала изучите сайт https://asiatrip.kz, на котором собрана масса полезной информации о лучших турах и экскурсиях по городу Алматы и Алматинской области.

Что касается такого национального вида рукоделия казахов как вышивка, то на составляла сравнительно малый удельный вес среди других художественных ремесел казахов и была не столь разнообразной, как, например, вышивка среднеазиатских и славянских народов.
Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Само название вышивки — кесте -архаично и возникло, как предполагают ученые, в среде аборигенных ираноязычных степных обитателей Центральной Азии, как известно, составивших предковую основу казахской народности.

По мнению некоторых исследователей, семантика этого слова (кесте, кеште, кашьта с древнеиранского буквально — «нарисованное») несет в себе отзвуки далеких первобытных времен, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и выделанной коже магические знаки, служившие оберегами от темных сил и сглаза. Позже охранно-магическую роль стали выполнять вышитые узоры, сохранявшие эту функцию до недавнего прошлого, пока эстетическое начало полностью не вытеснило изначальный смысл вышитого орнамента. Немногочисленные археологические и письменные памятники свидетельствуют о том, что искусство вышивки зародилось у казахов в самые отдаленные времена. Огромный интерес представляют археологические находки из Ноин-Улинских курганов, расположенных в Северной Монголии. Здесь было найдено значительное количество текстиля, в том числе и вышивок. Исключительный интерес представляют вышивки хуннского происхождения, особенно две драпировки, как полагают, юечжийской или усунь-ской работы (примечательно, что районы Семиречья и Восточного Казахстана, где в древности проживали эти народности, являются главными источниками искусства национальной вышивки). Первоначально ими, без сомнения, драпировались стены хуннских жилищ, а возможно, отделялась одна половина жилища от другой. Сам факт присутствия этой категории изделий важен тем, что указывает на давность традиции использования крупных декоративных вышивок в убранстве жилища кочевников.

Искусство вышивки складывалось в условиях кочевого образа жизни и во многом определялось характером натурального хозяйства и быта скотоводов-казахов. Вышивкой занимались исключительно женщины, и этот домашний промысел носил среди казахских женщин самый массовый характер. Искусство рукоделия передавалось по наследству от матери к дочери и входило в круг обязательных добродетелей невесты. Во время свадебного обряда беташар, когда молодую представляют родственникам мужа, жених вручал невесте иглу, чтобы все видели, как она ею владеет. Вышитый шелковый платочек (кестелі орамал), подаренный девушкой джигиту, служил своеобразным признанием в любви. Наиболее древними материалами, которые использовались в вышивке, были войлок, обработанная кожа, шерстяные ткани и нити. Еще в Ноин-Улинских курганах мы встречаем кожаные сапожки, богато вышитые разноцветными шелковыми нитками тамбурным швом. Казахи украшали вышивкой замшевые халаты (жаргак, шапан), брюки {жаргак; шалбар), сумки (аяк кап). В Центральном Государственном музее РК (далее — ЦГМ) хранится уникальный настенный ковер тусшз, сшитый из кусков тонко выделанной замши и украшенный вышивкой шелками. Ковер этот изготовлен мастерицами из рода найман в начале XX века. В основном для декоративной вышивки использовали привозные материалы — бархат, сукно, фланель, вельвет, ситец. Материалом для вышивания служили шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки, а также золотые и серебряные нити. В вышивке применялись бисер, кораллы и перламутровые бусины. На изделия нередко нашивались серебряные штампованные бляшки, полоски позумента, в особо богатых декоративных вышивках применялась оторочка мехом соболя, куницы, выдры.

Основная техника казахской вышивки — тамбурный шов (рис. 3.2), выполняемый с помощью крючка или иглы (б’1з кесте). Часто тамбурный шов применяется в сочетании с гладью вприкреп (баспа, бастырма) и простой гладью (шыралжың). Значительное применение в вышивке находит своеобразный петельный верхошов (шалма кесте), при котором нить образует зигзагообразное переплетение, что придает ему легкую ажурность. Вышивку крестом (жөрме) в основном используют при украшении женских головных уборов и декоративных изделий. Эта техника проникла в быт казахов под влиянием русских переселенцев в начале XX века, поэтому она иногда называется еще «орыс кесте» — русская вышивка. Большого совершенства добились казахские мастерицы в искусстве золотого шитья (алтындап тігу). В крупной декоративной вышивке оно применялось при украшении центральных элементов орнамента, в редких случаях золотым шитьем исполнялась композиция вещи в целом.

Роль декоративной вышивки в красочном ансамбле жилища казахов была необычайно велика. Настенные ковры тускиизы украшали лучшую «почетную» часть юрты — тер. Небольшие вышитые изделия оживляли хозяйственную часть юрты, расположенную ближе к двери. Широкая вышитая полоса материи (тегеріш) опоясывала купольную часть жилища. Богато украшались вышивкой, бисером, позументом свадебные занавески (шымылдык), выполняющие значительную роль при обряде бракосочетания. В день свадьбы шымылдык скрывал молодых от взоров гостей, когда происходил обряд колустатар, своего рода обручение. Позже за этой занавеской находилась постель молодоженов. Вышивкой покрывалась верхняя часть шымылдыка, шторки его изготовлялись из дорогих сортов материи. Нарядной вышивкой, в основном растительного характера, украшались также постельные принадлежности: покрывала (төсек жапқыш), наволочки (жастық қап).

В северных и юго-восточных районах Казахстана вышивали праздничные скатерти — дастарханы. В прошлом в зажиточных семьях изготовляли небольшие вышитые постилочные коврики для почетных гостей. Вышитые коврики для молитвы (жайнамаз) были распространены в основном в Южном и Северном Казахстане. В начале XX века в интерьере казахского жилища появляются декоративные вышивки, заимствованные у русских и украинских переселенцев. К примеру, декоративные полотенца типа рушников (сулгі), в которых использовались, как правило, приемы и мотивы, характерные для русского орнаментального творчества.

Заметную роль в художественном оформлении убранства юрты играли мелкие бытовые предметы, украшенные вышивкой: сумки для хранения посуды (аяққап), чехлы для сундуков (сандыккап), хозяйственные сумки (қолдорба), футляры для ламп, зеркал, ножниц. С наибольшей полнотой и силой искусство национальной вышивки, многообразие ее орнаментальных форм и выразительность художественного языка проявились в изготовлении настенных ковров тұскиіз. В настоящее время, когда многие предметы старого кочевнического быта остались лишь в памяти старшего поколения, традиция изготовления вышитых тускиизов сохраняется во многих уголках Казахстана. Этот вид вышивки активно входит в современный интерьер, придавая ему праздничную декоративность и своеобразный национальный колорит. Один или несколько тускиизов обычно развешивали в центральной части юрты и обязательно над кроватью. Отличительная особенность большинства казахских тускиизов — их П-образное обрамление, обращенная к низу часть ковра не имеет бордюра: украшение декором низа ковра, обычно скрытого от взора стопкой цветастых одеял, подушек или узорных войлоков, было нецелесообразным. В редких случаях ковер имеет небольшую нижнюю кайму. Композиционное построение орнамента в центральной части тускиизов также имеет свои традиционные приемы. Орнамент здесь крупнее, значительнее, рассчитан на рассмотрение с дальнего расстояния. Большие участки фона остаются свободными от узора, что выгодно оттеняет и переключает внимание на более сложную детальную отделку П-образного обрамления.

Одним из распространенных типов композиции каймы казахской народной вышивки является волнообразный растительный побег, в изгибах которого располагаются различные цветочные мотивы. Другим способом построения каймы является повторение одного и того же или двух разных мотивов (розетки, крестовины со сложными ответвлениями и т.п.). Большую роль в казахской вышивке играет колорит, цвет, умелое использование которого создает и усиливает впечатление богатства орнамента и его композиционной слаженности. Основной прием казахских мастериц — контрастное сочетание цветов, градации одного цвета не применяются. Гамма цветов ограничена — красный, зеленый, желтый, голубой, белый. Более старинные вышивки почти монохромны. Доминирующий цвет — красный, символ солнца, очищающего священного огня.

Орнамент казахской декоративной , вышивки строго симметричен, характер узоров криволинейный. Преобладают растительные узоры, зооморфных и геометрических гораздо меньше. Орнаментальный строй образов явился отражением реального мира природы, творчески переработанного фантазией народных мастериц. Весна, связанная с пробуждением степи, была у казахов одним из самых праздничных времен года. Степь в эту пору представляла собой бескрайний красочный ковер, на зеленом фоне которого доминировал цвет тюльпанов и маков. Не здесь ли лежал источник вдохновения, из которого черпали свои образы казахские рукодельницы? Мотив тюльпана был одним из самых популярных узоров не только в вышивке, но и в других видах казахского прикладного искусства. Большое место в орнаменте вышивки занимают такие растительные композиции, как букеты цветов, кусты, побеги и т.п.

По Великому Шелковому пути в казахскую орнаментику проникали и чужеземные мотивы, к примеру, узоры в виде миндаля, граната, облака, гриба и т.п. Эти мотивы творчески перерабатывались и со временем приобретали традиционный этнический статус, и только при определенном усилии и фантазии можно усмотреть в них далекие дальневосточные, коптские, сасанидские или иные прообразы. В отдельных случаях в казахской вышивке проглядывают еще более архаичные образы, покрытые седой дымкой тысячелетий. Например, на старинных образцах вышивки из фондов ЦГМ встречается интересный и своеобразный узор в виде шестиугольной фигуры, заштрихованной клеткой, с отходящими от вершин стебельками с отростками на концах. Внешне он отдаленно напоминает мотив граната. Однако при внимательном рассмотрении этот узор вызывает прямые ассоциации с изображением черепах на одной из драпировок Ноин-Улы -та же трактовка узора панциря, лапы, стилизованные под побеги растения, зажатые во рту стебельки. Вполне допустимо, что здесь мы сталкиваемся с реминисценцией скифо-сибирского анимализма или, точнее, дальнейшей эволюцией его реалистических животных образов, растворившихся в чисто орнаментальном творчестве поздних кочевников: панцирь земноводной рептилии приобретает условную геометризированную форму, но сохраняет характерную трактовку своего рисунка, конечности, голова, хвост стилизуется под растительные отростки.

Поразительные находки последних лет, сделанные новосибирскими археологами в Центральной Азии, свидетельствуют о том, что черепаха являлась объектом художественного творчества еще верхнепалеолитического человека, а с ее образом связывалось художественное воплощение первобытной концепции строения мироздания, Вселенной. Глубокие архаичные корни имеет круглая розетка, широко используемая в орнаменте вышивки. Встречающиеся композиции розеток с ореолом из ряда многолепестковых цветов или обрамлением в виде отходящих стрелок имеют почти прямые аналоги в наскальных рисунках Казахстана эпохи бронзы, изображающих солнцеликих божеств. Розетка у вышивальщиц носит название «кун» (солнце), вихревая розетка — «айшык» (луна). Впрочем, надо сказать, что народные названия узоров были большей частью произвольны и далеки от первоначальной смысловой нагрузки и представляют интерес только в плане раскрытия строя образного мышления, их мироощущения. Большое распространение в вышивке имеет изображение тамги, солярных знаков.

Вышивные изделия домашнего обихода создавались наиболее опытными мастерицами в течение длительного времени и бережно передавались из поколения в поколение как семейные реликвии. Вышивание — дело трудоемкое и сложное, требующее от работающей терпения, аккуратности, мастерства. С детских лет девочек обучали этому искусству, и со временем ученицы обретали необходимый опыт.


✉ Для подписки на сайт, введите e-mail:



Смотрите также: